Почти половина россиян склонны к спонтанным покупкам
К спонтанным и незапланированным покупкам, чаще всего в офлайн-магазинах, склонна почти половина россиян, опрошенных СК «Росгосстрах Жизнь» и банком «Открытие». Опрос проводился в рамках серии исследований финансовой грамотности и экономического поведения россиян.
На вопрос, совершают ли респонденты незапланированные покупки во время плановых походов в магазин, прогулок или по дороге на работу, почти половина призналась, что «часто» (20%) или «периодически» (27%) подвержена таким покупкам.
В большинстве случаев это мелкие траты: речь идет о покупке шоколадки на кассе магазина или о стаканчике кофе по дороге на работу. Спонтанную покупку дорогостоящего гаджета или поездку на выходные в другой город россияне позволяют себе редко.
И женщины склонны к спонтанности гораздо чаще мужчин (58% против 42%).
Чаще всего люди необдуманно покупают еду (34%), одежду (28%), книги (14%), детские игрушки (11%) и компьютерные игры (10%). Лишь 5% сказали, что внезапно организовывают поездку, а 4% — что посещают развлекательные мероприятия. Каждый четвертый опрошенный рассказал, что иногда может «завернуть» в кафе, в ресторан или кофейню по дороге на работу или во время прогулки.
Спонтанные покупки обычно обходятся в небольшие суммы — чаще всего до 1 тыс. рублей (38%) или в 1-5 тыс. рублей (30%). Каждый пятый может позволить себе импульсивно потратить 5-15 тыс. рублей (21%). 8% — 15-30 тыс. рублей. Доля тех, кто может спонтанно расстаться с более крупной суммой, не превышает 4%.
Подавляющее большинство опрошенных вдруг покупают что-нибудь во время пребывания в магазине перед полками с товарами (82%). Только 8% делают случайные онлайн-покупки.
Среди регионов, жители которых чаще всего балуют себя небольшими незапланированными покупками — Санкт-Петербург и Ленинградская область (80%), Свердловская область (79%) и Московский регион (78%).
Директор блока маркет-менеджмент и член правления «Росгосстрах Жизнь» Наталья Белова отметила: опрос показал, что достаточно много людей склонны к спонтанным и не всегда обдуманным тратам. Это говорит о том, что люди подвержены сиюминутным удовольствиям и не задумываются о будущем. Любителям спонтанного шопинга желательно пересмотреть свое финансовое поведение, чтобы научиться копить и сберегать деньги, в том числе для «подушки безопасности» на случай непредвиденных обстоятельств.