Ника Семенова

Генное редактирование стало более безопасным

В журнале Nature опубликовали статью, описывающую создание американскими специалистами усовершенствованной технологии редактирования генов. Ее сделали более эффективной и безопасной. Ученые модифицировали белок Cas9, ключевой компонент системы редактирования генов CRISPR, что также позволило системе делать меньшее количество ошибок.

CRISPR — это инструмент генной инженерии, который изначально представлял собой систему защиты бактерий от вирусов. С этой системой связан белок Cas9, который распознает определенные участки из 20 нуклеотидов на молекулах ДНК и разрезает их.

Ученые разработали такой метод, который позволит запечатлеть взаимодействие белка Cas9 с ДНК. Если в целевой последовательности ДНК, которую распознает белок, есть небольшие ошибки, то белок стабилизирует эту ее.

Таким образом, они усовершенствовали белок и получили его модификацию. Вероятность того, что новая версия белка по ошибке распознает не ту молекулу снижена в 4 тысячи раз.

По словам специалистов, система, которую на данный момент они используют для редактирования генов, не совершенна. Есть вероятность того, что при попытке разрезать цепочку ДНК и изменить место с мутацией, система может создать новую. Из-за этого программу пока не использовали на людях.

Ученым при этом удалось создать метод, который позволяет усовершенствовать взаимодействие белка для редактирования и самого ДНК. Исследователи уже продемонстрировали белок в лабораторных условиях. Он показал свою эффективность во время взаимодействия с живыми клетками.

Благоустройство Суздальских озер завершится в сентябре 2024 года