Большая жизнь малого бизнеса: в Санкт-Петербурге снова и снова продолжают борьбу с незаконной уличной торговлей
В феврале власти Санкт-Петербурга решили быть построже к уличным торговцам и устроили несколько проверок в разных районах города, по результатам которых закрыли 14 нелегальных точек. На общую ситуацию с уличной торговлей это никак не повлияло, и это подтверждает вид Апраксина двора в наши дни.
Нельзя сказать, что в Северной столице поощряется незаконная уличная торговля. В прошлом году, между прочим, в городе ликвидировали более 800 таких точек. Учитывая, что примерно столько же удалили и годом раньше, петербургские улицы давно должны вздохнуть свободно без полукриминальных спекулянтов. Но особых свершений от того, что в Санкт-Петербурге каждый день закрывают по две незаконные палатки, горожане не наблюдают.
— Болевые точки, где часто выявляем вместе с жителями незаконную торговлю: Невский проспект, Дворцовая площадь, Казанский собор, набережная канала Грибоедова от Невского проспекта до Спаса на крови, Московский вокзал, Кузнечный переулок, — рассказали в администрации Центрального района. — Регулярно отрабатываем эти адреса чтобы сделать наш город еще лучше, красивее и безопаснее.
Но красивее и безопаснее почему-то не становится. Эксперты связывают отсутствие видимых результатов с тем, что нелегальным торговцам выписывают штраф в пять тысяч рублей, при этом товар остается при нем. И в тот же день «бизнесмен» может появиться на том же месте с чистой совестью, спеша отбить потраченное. Считается, что закон попросту не даёт возможности закрыть им улицы навсегда. Требуется проработанная правовая база, предусматривающая конфискацию товара. В таком случае у нелегалов бы попросту быстро кончились оборотные средства, и они бы гарантированно исчезли с насиженных точек. Впрочем, это не единственное объяснение.
— Работа точек сувенирной продукции в туристических местах начинается с апреля и, если бы была продумана работа лотков у памятников в зимнее время, это бы помешало нелегалам подготовиться к сезону, — рассказала руководитель РОО «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина. — Прошлым летом предприниматели жаловались, что в двух метрах около Спаса-на-Крови, рядом с их легальными точками работают нелегалы, но мимо них ходит полиция и не замечает. Кто-то их курирует и кто-то дал распоряжение их не замечать.
По бумагам получается, что нелегальная торговля распространена во всех районах Санкт-Петербурга, неважно исторический центр это или окраины. Дворцовая площадь или Невский проспект всегда дадут пристанище уличным торговцам. Впрочем, там их количество меркнет по сравнению с Апраксиным двором. Огромный квартал в самом центре Санкт-Петербурга сплошь состоит из объектов культурного наследия, но исторические здания пребывают в таком состоянии, что властям приходится обматывать стены строительной сеткой, чтобы упавший сверху кирпичи не пробил бы чью-то голову. И в этом огромном лабиринте постоянно идёт торговля, порой прямо с земли.
Контрабандные сигареты, поддельная обувь, свежая рыба и несвежие свадебные платья – всё смешалось в огромном котле. Закрытие 14 торговых точек по всему городу, о которых рапортуют чиновники, ничто по сравнению с бесчисленными нарушениями, бросающимися в глаза на этом рынке. По идее борьба с незаконной торговлей должна начинаться отсюда и распространяться до окраин, а не наоборот, иначе процесс очищения городских улиц попросту никто не заметит. Но Смольный никак не может решить проблему «Апрашки», хотя инвесторы неоднократно предлагали свою помощь в создании цивилизованного общественного пространства на территории Апраксина двора. Прошлым летом, например, чиновники заключили с компанией GloraX соглашение о намерениях по созданию общественно-деловой инфраструктуры в Санкт-Петербурге. Одним из его пунктов значилась реконструкция дикого рынка, на которую, по подсчетам девелопера, ушли бы 50 млрд рублей. Но новостей о начале реализации проекта нет никаких, и Апраксин двор продолжает существовать в своем привычном виде.
Пока в Апраксином дворе процветает дикая торговля, вряд ли стоит ждать ощутимых результатов от разовых рейдов по городским окраинам, направленных на ликвидацию незаконной уличной торговли. Как бы бодро не звучали рапорты городских чиновников по их итогам.