Московские власти заключили уже 30 договоров комплексного развития бывшей промзоны
Правительство Москвы нашло инвестора на реорганизацию бывшей промзоны «Вагонремонт» в Восточном Дегунине. Как сообщил в своем Telegram-канале Сергей Собянин, это уже 30-й договор по программе комплексного развития бывших промзон.
Компания, получившая участок «Вагонремонта», построит на нем технопарк, фармпроизводство, офисы и магазины. Постройки займут 2,7 гектара. В настоящее время московские власти передали инвесторам уже более 400 гектаров бывших промзон и неэффективно эксплуатируемых участков. Сегодня начаты 13 проектов преобразования этих территорий инвесторами. Еще 17 занимаются городские операторы.
В будущем здесь построят миллионы квадратных метров жилья, городской инфраструктуры и современных производств. Немаловажный момент – появление новых рабочих мест: проекты позволят трудоустроиться 93 тысячам граждан.
Стоит отметить, что в столичные проекты инвесторы вкладывались охотно даже в самые непростые для экономики страны времена, например, при пандемии. Это связано с особым отношением к бизнесу местных властей. Сегодня инвесторам доступны различные преференции: налоговые льготы, субсидии и поручительства, льготное кредитование и займы. Руководители города готовы лично встречаться с ними и помогать в самых непредвиденных ситуациях.
«В городе большое количество земельных участков отдается под реализацию инвестиционных проектов, в том числе – строительство предприятий обрабатывающей промышленности. Колоссальные деньги город вкладывает в транспортную инфраструктуру, экологию, благоустройство», – рассказывал в интервью глава Департамента инвестиционной и промышленной политики столицы Александр Прохоров.
В этом российским городам стоило бы поучиться у столицы, ведь далеко не везде налажена настолько эффективная работа с предпринимателями. В Петербурге, например, власти не так давно затеяли создание кластера пищевой промышленности в Красном Селе, под который выделят 20 гектаров. Но уже сейчас у потенциальных инвесторов появились большие вопросы о целесообразности участия в проекте.
Например, руководители сети быстрого питания «Теремок» озаботились транспортной доступностью кластера и его близостью к жилым домам. Как отметили представители компании: «Мы не можем войти в проект, если будем кому-то мешать».
Причем, это не первый проект властей Петербурга, который с ходу вызывает сомнения в успешности. Например, подобный пищевой кластер правительство региона планировало создать в ОЭЗ «Парнас», которая должна заработать в конце 2023 – начале 2024 годов. Предполагалось, что ОЭЗ привлечет фудтех-стартапы и научные центры крупных корпораций, связанных с пищевой промышленностью.
Однако уже летом 2022 года власти заявили, что рассматривают под размещение уже не только пищевые производства. По данным «ПродуктМедиа», желающих стать резидентами фудтех-кластера так и не нашлось.
Но если у чиновников не получается создавать эффективные кластеры для развития различных областей промышленности, эту задачу можно было бы поручить бизнесу, тем более что желающие уже находились. В 2021 году компания «Мегалайн» предложила создать подобный кластер в сфере IT и инноваций на берегу Финского залива – на месте промплощадки «Горская», которая сегодня используется в основном как территория для свалок.
Инвестор был готов вложить в проект 60 млрд рублей собственных средств, чтобы построить крупный научный центр мирового уровня. Сюда планировалось привлекать резидентов, занимающихся квантовыми технологиями, развитием искусственного интеллекта, роботостроением, виртуальными технологиями, технологиями беспроводной связи и новыми материалами.
Вместе с тем, рядом должны были появиться современные многофункциональные производственно-складские помещения формата light industrial – их можно было бы сдавать в аренду малому и среднему бизнесу.
Учитывая выгодную локацию с выходом к морю, инвестор позаботился и о зонах отдыха как для резидентов, так и для всех желающих. Так что, здесь могли появиться гостиничная и сервисная инфраструктура с общедоступной набережной, велодорожками, зелеными зонами и площадками для мероприятий и выставок.
Ожидалось, что проект обеспечит 17 тысяч новых рабочих мест и 14,5 млрд рублей налоговых поступлений в бюджет города. Однако спустя год после заключения соглашения с компанией, Смольный принял решение расторгнуть его в одностороннем порядке, чтобы передать участок другому инвестору.
На ПМЭФ-2022 чиновники подписали договор СПбРСОО «Яхт-клуб СанктПетербурга» по созданию туркластера с яхт-клубом. Впрочем, по последним данным, не исключено, что здесь также появится и элитный коттеджный поселок, ведь для обычного яхт-клуба 150 гектаров – это слишком много.
Стоит отметить, что в отличие от Москвы, в Петербурге до сих пор не создана программа комплексного развития промзон. Ими, конечно, интересуются инвесторы, однако без четкого плана реализации и понятных целей застройка таких территорий ведется хаотично. В основном здесь появляются жилые дома, реже – коммерческие площади и общественные пространства. При этом о комплексном развитии с созданием новых рабочих мест речи не идет. Инвесторы также не особенно заботятся о социальной и транспортной нагрузке на окружающие районы, которые вызовет их проект. В результате Петербург в последние годы обрастает многочисленными спальными районами без каких-либо перспектив.