Петербургские проекты благоустройства попали в список лучших в России
В список лучших практик попали объекты с использованием цветного асфальтобетона, разработанного в Северной столице. На сегодняшний день в городе на Неве обустроили уже более 50 дорожных объектов с применением данной технологии.

Как пишет РБК, проекты благоустройства набережной Большой Невки и скейт-парка под путепроводом на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта вошли в федеральный реестр лучших практик Минстроя, которые были реализованы в России в 2024 году.
Там выполнили устройство покрытия с использованием цветной асфальтобетонной смеси, которую произвели по запатентованной технологии на заводе АО «АБЗ-1».
Для включения в реестр необходимо было пройти конкурсный отбор среди 396 заявок из 88 субъектов РФ. Проект благоустройства набережной Большой Невки в Северной столице занял четвертое место в реестре.
На объекте обустроили велосипедную дорожку площадью 725 «квадратов» с применением синей асфальтобетонной смеси. Работы проводили в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
Что касается второго проекта, то спортивно-рекреационный комплекс под путепроводом на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта занял 42-е место в реестре. На площади 1860 «квадратов» можно кататься на скейтбордах, BMX-велосипедах и самокатах. В «АБЗ-1» отметили, что синий цвет асфальтобетонного покрытия привлекает внимание горожан, делает пространство ярким.
В компании также заявили, что использование цветного асфальтобетона становится популярным в Петербурге в рамках проектов городского благоустройства. Материал объединяет функциональность и эстетику.
Где изготавливают цветной асфальт
Цветной асфальтобетон производят на высокоавтоматизированном предприятии ГК «АБЗ-1» в Пушкине. В основу вошла запатентованная разработка научно-исследовательского центра НИЦ «АБЗ-1». Прозрачное полимерное вяжущее вещество B2сolor заменяет черный битум, однако сохраняет его свойства.
В НИЦ «АБЗ-1» заявили, что вместе с красящими пигментами можно получить асфальтобетонную смесь любого оттенка. Покрытия имеют высокий коэффициент сцепления колес с дорогой, благодаря чему снижается риск возникновения аварий, особенно на поворотах и мокрой дороге.
Цветной материал соответствует ГОСТу и относится к числу «зеленых», так как может быть переработан для вторичного использования и не содержит эпоксидных смол.
В Северной столице обустроили уже больше 50 дорожных объектов, среди которых мосты, скверы, набережные, общественные пространства, где применили цветной асфальтобетон разных оттенков (красного, оранжевого, синего, зеленого, розового и других).
Отметим, что смесь используют также в Московской области, Новосибирске, Калининграде и Перми.
Планы по развитию
Группа компаний «АБЗ-1» производит и классические смеси, будучи одним из ведущих поставщиков асфальтобетона на рынке Северо-Запада. Мощность производства составляет до 1,7 млн тонн в год.
В будущем компания предполагает рост спроса на асфальтобетонные смеси в рамках развития нацпроекта «Инфраструктура для жизни», а также ускорение финансирования мероприятий по развитию федеральных дорог.
В Петербурге наметили не только масштабное обновление дорог на уже действующих магистралях, но и новое строительство крупных инфраструктурных объектов такие как: ШМСД, КАД-2, высокоскоростная железнодорожная магистраль «Москва-Санкт-Петербург», строительство Большого Смоленского моста и трамвайной линии «Славянка».
Заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Максим Молчанов заявил, что реализация больших инфраструктурных объектов и поддержание улично-дорожной сети на высоком уровне в нормативном состоянии увеличивает спрос на качественные материалы, в том числе и на асфальтобетонные смеси.
На фоне растущего спроса в городе на Неве группа компаний планирует построить новую производственную площадку в промышленной зоне «Белоостров», где уже работают асфальтобетонный завод и бетонное предприятие.
«Расположение завода в черте города обусловлено самой технологией производства и использования асфальтобетонных смесей, которые должны доставляться до места проведения дорожных работ в горячем виде. Чем холоднее будет смесь, тем сложнее будет уплотнить ее до нормативного состояния. А это в свою очередь напрямую отражается на качестве дорожного полотна», — рассказала заместитель директора по качеству, руководитель НИЦ «АБЗ-1» Наталья Майданова.
Вместе со строительством нового завода планируют модернизировать системы водоснабжения и водоотведения поселка Белоостров, а также возведение объездных дорог. Более того, обширная буферная зона обеспечит дополнительную шумоизоляцию. Отмечается, что расстояние до ближайшего жилья составит 800 м.
На площадке будет предусмотрена высокая степень автоматизации: от камер на каждом участке (в том числе крытые хранилища щебня и песка) до системы очистки воздуха. Мощные вытяжки собирают все выбросы, а системы аспирации ловят даже самые мелкие частицы пыли. Кроме того, высокоэффективные фильтры очищают и стоки.
Новому предприятию присвоили статус стратегического проекта. Запуск завода назначили до конца 2027 года. До этапа строительства проект пройдет ряд экспертиз, в том числе и экологическую.