Олеся Орехова

Дорога требует ухода: новые стандарты уличной гигиены

Проблема загрязнения дорог остается актуальной для всех мегаполисов, особенно в зонах с высокой транспортной нагрузкой. Весной проезжая часть покрывается смесью пыли, песка, земли и остатков зимнего мусора. Под воздействием осадков эти загрязнения не только ухудшают сцепление шин с дорогой, но и создают опасные условия для водителей. Дополнительно дорожное полотно страдает от техногенных отложений: топливные остатки, сажа, фрагменты шин, следы автохимии и антигололёдных реагентов — всё это проникает в микротрещины и поры асфальта, формируя опасный слой загрязнений до 50 г/м² (по данным НИИ автомобильного транспорта).

Дорога требует ухода: новые стандарты уличной гигиены Фото: пресс-служба комитета по благоустройству Санкт-Петербурга

Подобные отложения способствуют полировке и обезвоживанию битумной составляющей покрытия: поверхность теряет шероховатость, становится скользкой и жирной. В результате сцепление с дорогой снижается на 20–30%, повышается риск аквапланирования, ускоряется износ дорожного полотна. Наряду с проезжей частью страдают и элементы инфраструктуры — от отбойников и шумозащитных экранов до дорожных знаков и опор освещения.

Эффективная очистка возможна только с применением специализированных моющих составов — так называемых дорожных шампуней. Эти средства обладают способностью проникать в микропоры покрытия, удаляя «сало» — труднорастворимые и жирные загрязнения, разлагая масла и нейтрализуя агрессивные соединения. Они улучшают коэффициент сцепления, очищают дорогу и замедляют износ дорожного покрытия.

Особое внимание применению шампуней уделяется на ключевых транспортных магистралях Санкт-Петербурга: КАД, ЗСД, М-11 «Нева». Работы начинаются с марта, в зависимости от погодных условий, и проводятся в соответствии с технологическими картами и регламентами, согласованным с ГКУ «ДОДД» и комитетом по благоустройству. На участках с интенсивным движением мойка проводится 1 раз в 10–15 дней, на периферийных — до двух раз в месяц.

Моечно-уборочные мероприятия организованы в несколько этапов. Сначала осуществляется механическая уборка: пылесосы, щетки, погрузчики, манипуляторы. Затем производится экспозиция (нанесение) моющего раствора с последующим смывом под высоким давлением. Для этого используются поливомоечные машины с фронтальными щетками и компьютеризированными системами дозированной подачи шампуня.

Наиболее активно в 2024 году использовались комплексы на базе «КамАЗ», «МАЗ», «Урал» и SCANIA. В обслуживании КАД и ЗСД задействованы 67 машин, включая:

  • 21 единицу МК-2000-62 (КамАЗ-6520),
  • 14 Scania P400 с поливальными рамами,
  • 18 узкоспециализированных машин для очистки труднодоступных элементов,
  • 14 установок локального высокотемпературного очищения.

Инженерные конструкции — пилоны, шумозащитные экраны, отбойники, кабины операторов на пунктах взимания платы, информационные табло — моются отдельно. Здесь используются ручные и мобильные установки высокого давления, в том числе на базе «Газель Next» с баками до 800 л и системой нагрева воды.

Крупные петербургские магистрали преимущественно обрабатываются средствами «Триоклин ПРО 0010» (производства «KLININ»), «ЭКОДОР» («МосБытХим») и в отдельных случаях — «Бионорд-Дезо», ориентированным на борьбу с биозагрязнениями. Все применяемые составы соответствуют требованиям ГОСТ и СанПиН, обладают биоразлагаемостью, пылеосаждающими свойствами и безопасны для окружающей среды.

Непрофессиональное использование автошампуней на объектах дорожной инфраструктуры — распространенная ошибка. Такие средства, предназначенные для кузовной мойки, содержат агрессивные реагенты, ароматизаторы и силиконы. При разбавлении они теряют эффективность, а создаваемая пленка ухудшает сцепление с дорогой. К тому же они не адаптированы под дорожную химию — в частности, к остаткам ПГМ, микробитума и ГСМ.

Экономически автошампуни — нецелесообразны: из-за низкой эффективности увеличивается расход воды, химии и топлива (рис. 1). При необходимости многократной мойки затратность возрастает в разы.

Таким образом, применение моющих средств в уходе за дорогами — не прихоть коммунальных служб, а научно обоснованная необходимость. Их использование позволяет не только вернуть дорожному покрытию чистоту и повысить коэффициент сцепления, но и продлить его срок службы, предотвратить преждевременное разрушение и снизить уровень загрязнения городской среды.

Рис. 1: Сравнительные графики показывают, что использование промышленного шампуня снижает:

  • расход воды почти в 2 раза (800 л/км против 1500 л/км при использовании автошампуня),
  • количество проходов техники (1 против 2),
  • а также существенно уменьшает расход химии (3,5 л/км против 10 л/км).
Рис. 1

Похищение сейфа на Московском проспекте вывело полицию на жителя Кузбасса
Происшествия 13 декабря

Похищение сейфа на Московском проспекте вывело полицию на жителя Кузбасса

Сетевые аферисты стали подделывать сообщения об «обновлении Windows»
Общество 13 декабря

Сетевые аферисты стали подделывать сообщения об «обновлении Windows»

Бастрыкин взял под контроль дело о прорыве трубы на Маршала Казакова
Происшествия 13 декабря

Бастрыкин взял под контроль дело о прорыве трубы на Маршала Казакова

Пассажиры в Пулково могут весной начать регистрироваться на рейсы по биометрии
Общество 13 декабря

Пассажиры в Пулково могут весной начать регистрироваться на рейсы по биометрии

Читать еще