Дорога требует ухода: новые стандарты уличной гигиены
Проблема загрязнения дорог остается актуальной для всех мегаполисов, особенно в зонах с высокой транспортной нагрузкой. Весной проезжая часть покрывается смесью пыли, песка, земли и остатков зимнего мусора. Под воздействием осадков эти загрязнения не только ухудшают сцепление шин с дорогой, но и создают опасные условия для водителей. Дополнительно дорожное полотно страдает от техногенных отложений: топливные остатки, сажа, фрагменты шин, следы автохимии и антигололёдных реагентов — всё это проникает в микротрещины и поры асфальта, формируя опасный слой загрязнений до 50 г/м² (по данным НИИ автомобильного транспорта).

Подобные отложения способствуют полировке и обезвоживанию битумной составляющей покрытия: поверхность теряет шероховатость, становится скользкой и жирной. В результате сцепление с дорогой снижается на 20–30%, повышается риск аквапланирования, ускоряется износ дорожного полотна. Наряду с проезжей частью страдают и элементы инфраструктуры — от отбойников и шумозащитных экранов до дорожных знаков и опор освещения.
Эффективная очистка возможна только с применением специализированных моющих составов — так называемых дорожных шампуней. Эти средства обладают способностью проникать в микропоры покрытия, удаляя «сало» — труднорастворимые и жирные загрязнения, разлагая масла и нейтрализуя агрессивные соединения. Они улучшают коэффициент сцепления, очищают дорогу и замедляют износ дорожного покрытия.
Особое внимание применению шампуней уделяется на ключевых транспортных магистралях Санкт-Петербурга: КАД, ЗСД, М-11 «Нева». Работы начинаются с марта, в зависимости от погодных условий, и проводятся в соответствии с технологическими картами и регламентами, согласованным с ГКУ «ДОДД» и комитетом по благоустройству. На участках с интенсивным движением мойка проводится 1 раз в 10–15 дней, на периферийных — до двух раз в месяц.
Моечно-уборочные мероприятия организованы в несколько этапов. Сначала осуществляется механическая уборка: пылесосы, щетки, погрузчики, манипуляторы. Затем производится экспозиция (нанесение) моющего раствора с последующим смывом под высоким давлением. Для этого используются поливомоечные машины с фронтальными щетками и компьютеризированными системами дозированной подачи шампуня.
Наиболее активно в 2024 году использовались комплексы на базе «КамАЗ», «МАЗ», «Урал» и SCANIA. В обслуживании КАД и ЗСД задействованы 67 машин, включая:
- 21 единицу МК-2000-62 (КамАЗ-6520),
- 14 Scania P400 с поливальными рамами,
- 18 узкоспециализированных машин для очистки труднодоступных элементов,
- 14 установок локального высокотемпературного очищения.
Инженерные конструкции — пилоны, шумозащитные экраны, отбойники, кабины операторов на пунктах взимания платы, информационные табло — моются отдельно. Здесь используются ручные и мобильные установки высокого давления, в том числе на базе «Газель Next» с баками до 800 л и системой нагрева воды.
Крупные петербургские магистрали преимущественно обрабатываются средствами «Триоклин ПРО 0010» (производства «KLININ»), «ЭКОДОР» («МосБытХим») и в отдельных случаях — «Бионорд-Дезо», ориентированным на борьбу с биозагрязнениями. Все применяемые составы соответствуют требованиям ГОСТ и СанПиН, обладают биоразлагаемостью, пылеосаждающими свойствами и безопасны для окружающей среды.
Непрофессиональное использование автошампуней на объектах дорожной инфраструктуры — распространенная ошибка. Такие средства, предназначенные для кузовной мойки, содержат агрессивные реагенты, ароматизаторы и силиконы. При разбавлении они теряют эффективность, а создаваемая пленка ухудшает сцепление с дорогой. К тому же они не адаптированы под дорожную химию — в частности, к остаткам ПГМ, микробитума и ГСМ.
Экономически автошампуни — нецелесообразны: из-за низкой эффективности увеличивается расход воды, химии и топлива (рис. 1). При необходимости многократной мойки затратность возрастает в разы.
Таким образом, применение моющих средств в уходе за дорогами — не прихоть коммунальных служб, а научно обоснованная необходимость. Их использование позволяет не только вернуть дорожному покрытию чистоту и повысить коэффициент сцепления, но и продлить его срок службы, предотвратить преждевременное разрушение и снизить уровень загрязнения городской среды.
Рис. 1: Сравнительные графики показывают, что использование промышленного шампуня снижает:
- расход воды почти в 2 раза (800 л/км против 1500 л/км при использовании автошампуня),
- количество проходов техники (1 против 2),
- а также существенно уменьшает расход химии (3,5 л/км против 10 л/км).
