В Петербурге оценили влияние экологических новшеств на строительство и ремонт дорог
В Петербурге активно строят и ремонтируют дороги. Только в 2021-2024 годах больше 500 километров дорожного полотна заменили по программе «Безопасные и качественные дороги». Снижать темпы власти Северной столицы не намерены, пишут «Ведомости Северо-Запад».

В нынешнем году планируется привести в порядок порядка 2 млн квадратных километров дорог. Кроме того, ожидается строительство новых транспортных магистралей. Встает вопрос – а хватит ли в городе мощностей для производства достаточного количества материалов? Эксперты уверены, что хватит.
По прогнозам генерального директора компании «Мегалит» Игоря Михеенко, спрос на асфальтобетон вырастет на 15-25%. Это связано в том числе со строительством Большого Смоленского моста и Южной широтной магистрали. Однако основным заказчиком асфальтобетона останутся все-таки ответственные за ремонт уже существующих транспортных артерий.
Учитывая масштабы работ, особое внимание эксперты обращают на их влияние на экологию. Есть три типа влияния, считает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами ФГБОУ ВО СПбГЭУ Елена Ткаченко.
Во-первых, рост промышленной деятельности сам по себе нагружает городскую экосистему. Во-вторых, внедрение современных технологий выработки асфальтобетона снижает причиняемый природе вред. Наконец, современные технологии продлевают срок службы дорожного полотна, повышают его качество, что увеличивает пропускную способность.
«За счет поддержания нормального скоростного режима общий уровень выбросов в атмосферу по всем видам транспорта (использующего двигатели внутреннего сгорания) прилично сокращается», — рассказала Елена Ткаченко.
Не последнюю роль играет и внедрение «зеленых» технологий, указал главный технолог АО «АБЗ-1» Сергей Шибалов. Один из свежих примеров – замена горячего асфальта на теплый. Первый нагревают до 150-180 °C, второй – до 110-140 °C, а такая разница температур снижает выбросы углекислого газа.
Другой пример – внедрение цветного асфальта. Сделав дорожное покрытие не таким темным, производители замедлили его нагрев на солнце и, соответственно, увеличили сохранность, поделился Сергей Шибалов.
Нельзя забывать и о технологии водоотверждаемой асфальтобетонной ремонтной смеси (ВОРС). При ее производстве не используют органические растворители, а для набора прочности этому материалу достаточно воды.
По словам главный технолога АО «АБЗ-1» Сергея Шибалова, ВОРС уже апробировали почти на двух десятках точек в Петербурге: вне зависимости от погоды эта технология позволяет закончить ямочный ремонт за полчаса без тяжелой техники.
Подбирать более экологичные материалы в дорожном строительстве крайне важно, считает профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким. По его мнению, ключевой аспект, на который стоит обратить внимание, – это долговечность дорожных покрытий.
«Вопрос об углеродном следе и ежегодные прокладки дорог – это очень большая проблема. Важно использовать безопасные и долговечные материалы, которые не придется менять каждый год. Это был бы успех с точки зрения экологии», – считает Аким