Новый законопроект о сайтах объявлений может привести к краху IT-отрасли в России
На рассмотрении в Госдуме находится законопроект о жестком государственном регулировании объявлений от физических лиц в интернете и в наружной рекламе. По мнению экспертов отрасли, этот закон может убить в России всю отрасль, которая развивалась десятилетиями, и значительно снизить привлекательность страны для IT-специалистов.
В справке к закону говорится, что он необходим для «обеспечения равных условий распространения цифровой рекламы», «нивелирования последствий» антироссийских санкций и «защиты национальных интересов». Предполагается, что государственный оператор-монополист будет защищать граждан от недостоверной информации и мошенников, а владельцам бизнеса предоставлять равный доступ к размещению объявлений.
Но, как считают специалисты, на деле законопроект может противоречить своим же целям. Так, сайты объявлений вообще могут оказаться вне закона. Что же до «равных возможностей» для всех частных продавцов на некой «единой площадке» — то здесь тоже могут быть различные «подводные камни».
Дополнительный риск – это сценарий хакерского взлома, который даст злоумышленникам доступ к огромному массиву персональных данных с одной площадки. Не менее вероятен и риск роста безработицы среди «айтишников»: ведь для поддержания только одной площадки с объявлениями IT-специалистов будет нужно меньше, чем когда таких площадок много.
Как отметили в пресс-службе Avito, создание больших компаний — лидеров индустрии занимает годы. Устойчивые IT-бизнесы, действующие как ответственные работодатели и крупнейшие налогоплательщики, становятся важным фактором для развития экономики страны и роста благосостояния россиян.
«Непродуманные инициативы, подобные законопроекту о едином операторе досок объявления могут в одночасье привести к разрушению целой Интернет-отрасли. Совершенно непонятно, какова необходимость в таком поспешном и радикальном регулировании индустрии, когда перед ней стоят задачи сохранения рабочих мест, развития сервисов для населения и удержания IT-талантов. Конечно, это вызывает недоумение и разочарование у всех участников отрасли, которые помогали и помогают развивать экономику России», — заявили в Avito.
Напомним, что оборот Avitо, по данным СПАРК, в 2021 году составил 42,7 млрд рублей, через площадку проходит в среднем 9 сделок в секунду. Принятие нового законопроекта существенно ограничит деятельность физических лиц на этом поле. Предполагается, что единый оператор получит исключительные права на такие объявления, но если падает выручка IT-корпораций и рекламных досок в интернете, падают и поступления в бюджет в виде налогов.
Новый закон затрагивает и рынок наружной рекламы. Согласно документу, оператор-монополист получит приоритетное право на размещение рекламных конструкций на 30 лет без торгов. При этом компании, которые десятки лет заняты в бизнесе наружной рекламы, продолжат проходить все необходимые процедуры.
Согласно исследованию Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2021 году объем рынка наружной и интернет-рекламы достиг рекордных показателей в 578 млрд рублей. Если закон примут, то большая часть бюджетов достанется именно единому оператору, так как он получит доступ к самым выгодным точкам «наружки» и будет контролировать потоки объявлений в интернете.