«Необходимое условие развития городов». ТПУ строят по всей России, кроме Петербурга
В последние годы строительством ТПУ заинтересовались и в российских мегаполисах, и в городах поменьше. Сегодня эксперты признают, что ТПУ – не просто объекты, объединяющие различные виды транспорта, а ключевые элементы городской инфраструктуры. Каждый раз архитекторы наделяют хабы новым функционалом: создают в их составе парковки, офисы, медцентры, спортклубы и даже объединяют с жилыми домами. Так что пересадочные узлы становятся еще и новыми точками притяжения в районах и дают новые рабочие места.
В России в строительстве ТПУ лидирует Москва, где уже функционируют десятки узлов и возводят новые. Теперь столица помогает регионам. Так, Московский центр экономики и инфраструктуры разработал транспортную схему, учитывающую ТПУ, для Барнаула. Ее цель – улучшить работу общественного транспорта.
«Смысл узлов в следующем: к ним на малогабаритных автобусах свозят население с периферии и пригорода, откуда люди могут уехать в любую точку центра Барнаула на больших автобусах или ГЭТ», – рассказал порталу «Толк» заместитель заведующего кафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ Сергей Павлов.
Интегрирует в свою транспортную систему ТПУ и Южно-Сахалинск. В декабре там открыли пересадочные узлы «Алые розы» и «Привокзальный». Они позволят жителям города оплачивать поездку единой транспортной картой и использовать на маршруте разные виды транспорта. Причем, 30 минут кататься на нем можно бесплатно. Сейчас ведется работа над новым ТПУ «Пограничный» в юго-западной части города. Узел повысит ее транспортную доступность.
Во Владивостоке в 2023 году проведут глобальную реконструкцию дорог и построят новые трассы. Согласно планам, будет реконструирован и ТПУ на центральной остановке «Площадь Семеновская». Там организуют движение маршруток в три ряда с установкой безопасных платформ для пассажиров. Это сделает посадку и высадку более быстрой и комфортной.
В столице Башкортостана Уфе планируется создать восемь крупных пересадочных пунктов. Они, кроме «Демы» и «Спортивной», появятся на железнодорожных станциях «Правая Белая», «Уфа», «1629 км», «Парковая», «Черниковка» и «Шакша». Два ТПУ в 2022 году появились в Подмосковье – Толстопальцево и терминальный комплекс Шереметьево. В текущем году на территории Московской области будет введено еще два – Лесной городок и Ольгино.
В Ленобласти пока запланировано два ТПУ. Один из них появится в граничащем с Петербургом Кудрово. В него заведут съезд с новой транспортной развязки на Мурманском шоссе, которую уже начали строить. Это сделает выезд из города еще более удобным. Как рассказали авторы проекта пересадочного узла из компании «Мегалайн», в состав ТПУ войдут межрегиональный автовокзал, который сможет обслуживать 3,5 тысячи пассажиров, многоуровневый паркинг на 760 машиномест, теплые остановки общественного транспорта, объекты общепита и попутного обслуживания, туалеты, комнаты матери и ребенка, охраняемые места для велосипедов.
Новый объект даст городу не менее 4 тысяч рабочих мест, а это значит, что многим местным жителям не придется выезжать на работу за пределы города. Таким образом, узел частично решит проблему загруженности трасс в Петербурге.
А вот в самой Северной столице проблему пробок начали решать своеобразно и подошли к ней с другого конца. В прошлом году в городе была проведена транспортная реформа, которая предполагала оптимизацию маршрутной сети и избавление ее от коммерческих маршрутов. Параллельно началось расширение зоны платной парковки, чтобы разгрузить центр от транспорта.
Теперь ездить в центр на личном транспорте стало дороже, что возмутило жителей. Но при этом мощности общественного транспорта остались прежними. Горожане по-прежнему сообщают о давках в час пик, в особенности, речь идет про удаленные районы с новостройками, куда ходит лишь пара-тройка автобусов. Поэтому жителям приходится выбирать: платить больше, но ездить с комфортом на своих автомобилях, или добираться дешевле, но с пробками и пересадками. От пробок, кстати, транспортная реформа город так и не избавила.
Между тем, та же компания «Мегалайн» предлагала построить в Петербурге 61 узел. Размер инвестиций в проект оценивался в 186 млрд рублей. На первом этапе предлагалось создать узлы на станциях метро «Старая Деревня», «Гражданский проспект», «Проспект Большевиков» и «Улица Дыбенко». Однако в 2022 году соглашение с компанией чиновники разорвали, хотя эксперты не раз говорили о том, что без ТПУ невозможно полноценное развитие ни одного мегаполиса.
«ТПУ строятся для того, чтобы город развивался. Когда появляются жилые дома и места приложения труда рядом с транспортными узлами, город становится более плотным. Чем больше людей будут жить вокруг ТПУ, тем более связанный город мы будем иметь – люди смогут быстрее попадать в те места, где они нужны. Город должен быть максимально компактным и связным, а жители максимально мобильны. Это необходимое качество эффективного города», – считает глава архитектурного бюро АБТБ Тимур Башкаев.