Кирилл Иванов

«Необходимое условие развития городов». ТПУ строят по всей России, кроме Петербурга

В последние годы строительством ТПУ заинтересовались и в российских мегаполисах, и в городах поменьше. Сегодня эксперты признают, что ТПУ – не просто объекты, объединяющие различные виды транспорта, а ключевые элементы городской инфраструктуры. Каждый раз архитекторы наделяют хабы новым функционалом: создают в их составе парковки, офисы, медцентры, спортклубы и даже объединяют с жилыми домами. Так что пересадочные узлы становятся еще и новыми точками притяжения в районах и дают новые рабочие места.

«Необходимое условие развития городов». ТПУ строят по всей России, кроме Петербурга Фото: mos.ru

В России в строительстве ТПУ лидирует Москва, где уже функционируют десятки узлов и возводят новые. Теперь столица помогает регионам. Так, Московский центр экономики и инфраструктуры разработал транспортную схему, учитывающую ТПУ, для Барнаула. Ее цель – улучшить работу общественного транспорта.

«Смысл узлов в следующем: к ним на малогабаритных автобусах свозят население с периферии и пригорода, откуда люди могут уехать в любую точку центра Барнаула на больших автобусах или ГЭТ», – рассказал порталу «Толк» заместитель заведующего кафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ Сергей Павлов.

Интегрирует в свою транспортную систему ТПУ и Южно-Сахалинск. В декабре там открыли пересадочные узлы «Алые розы» и «Привокзальный». Они позволят жителям города оплачивать поездку единой транспортной картой и использовать на маршруте разные виды транспорта. Причем, 30 минут кататься на нем можно бесплатно. Сейчас ведется работа над новым ТПУ «Пограничный» в юго-западной части города. Узел повысит ее транспортную доступность.

Во Владивостоке в 2023 году проведут глобальную реконструкцию дорог и построят новые трассы. Согласно планам, будет реконструирован и ТПУ на центральной остановке «Площадь Семеновская». Там организуют движение маршруток в три ряда с установкой безопасных платформ для пассажиров. Это сделает посадку и высадку более быстрой и комфортной.

 В столице Башкортостана Уфе планируется создать восемь крупных пересадочных пунктов. Они, кроме «Демы» и «Спортивной», появятся на железнодорожных станциях «Правая Белая», «Уфа», «1629 км», «Парковая», «Черниковка» и «Шакша». Два ТПУ в 2022 году появились в Подмосковье – Толстопальцево и терминальный комплекс Шереметьево. В текущем году на территории Московской области будет введено еще два – Лесной городок и Ольгино.

Фото: mos.ru

В Ленобласти пока запланировано два ТПУ. Один из них появится в граничащем с Петербургом Кудрово. В него заведут съезд с новой транспортной развязки на Мурманском шоссе, которую уже начали строить. Это сделает выезд из города еще более удобным. Как рассказали авторы проекта пересадочного узла из компании «Мегалайн», в состав ТПУ войдут межрегиональный автовокзал, который сможет обслуживать 3,5 тысячи пассажиров, многоуровневый паркинг на 760 машиномест, теплые остановки общественного транспорта, объекты общепита и попутного обслуживания, туалеты, комнаты матери и ребенка, охраняемые места для велосипедов.

Новый объект даст городу не менее 4 тысяч рабочих мест, а это значит, что многим местным жителям не придется выезжать на работу за пределы города. Таким образом, узел частично решит проблему загруженности трасс в Петербурге.

А вот в самой Северной столице проблему пробок начали решать своеобразно и подошли к ней с другого конца. В прошлом году в городе была проведена транспортная реформа, которая предполагала оптимизацию маршрутной сети и избавление ее от коммерческих маршрутов. Параллельно началось расширение зоны платной парковки, чтобы разгрузить центр от транспорта.

Теперь ездить в центр на личном транспорте стало дороже, что возмутило жителей. Но при этом мощности общественного транспорта остались прежними. Горожане по-прежнему сообщают о давках в час пик, в особенности, речь идет про удаленные районы с новостройками, куда ходит лишь пара-тройка автобусов. Поэтому жителям приходится выбирать: платить больше, но ездить с комфортом на своих автомобилях, или добираться дешевле, но с пробками и пересадками. От пробок, кстати, транспортная реформа город так и не избавила.

Между тем, та же компания «Мегалайн» предлагала построить в Петербурге 61 узел. Размер инвестиций в проект оценивался в 186 млрд рублей. На первом этапе предлагалось создать узлы на станциях метро «Старая Деревня», «Гражданский проспект», «Проспект Большевиков» и «Улица Дыбенко». Однако в 2022 году соглашение с компанией чиновники разорвали, хотя эксперты не раз говорили о том, что без ТПУ невозможно полноценное развитие ни одного мегаполиса.

«ТПУ строятся для того, чтобы город развивался. Когда появляются жилые дома и места приложения труда рядом с транспортными узлами, город становится более плотным. Чем больше людей будут жить вокруг ТПУ, тем более связанный город мы будем иметь – люди смогут быстрее попадать в те места, где они нужны. Город должен быть максимально компактным и связным, а жители максимально мобильны. Это необходимое качество эффективного города», – считает глава архитектурного бюро АБТБ Тимур Башкаев.

Работодатели Петербурга не используют знаки зодиака при подборе кадров
Общество 22 ноября

Работодатели Петербурга не используют знаки зодиака при подборе кадров

Петербург сохраняет роль дипломатического центра России
Политика 22 ноября

Петербург сохраняет роль дипломатического центра России

На Манежной площади установят большую елку
Общество 22 ноября

На Манежной площади установят большую елку

Коммуналки против студий: как покупатели жилья меняют рынок Петербурга
Общество 22 ноября

Коммуналки против студий: как покупатели жилья меняют рынок Петербурга

Читать еще