От пистолета до драндулета: чем торговали на знаменитой «Апрашке» в разные эпохи
Огромный рынок с почти трехсотлетней историей неспроста считают «колыбелью торговли».
История квартала, который сегодня носит название «Апраксин двор», насчитывает более двух с половиной веков. Здесь торговали еще при императрице Елизавете Петровне, но современный облик Апраксина двора начал формироваться при Николае I. «Апрашка» пережила и царей, и вождей. При этом ее сегодняшний ассортимент и контингент значительно отличается от прежнего. А состояние корпусов заставляет горожан переживать за сохранность уникального объекта архитектуры.
Любители истории Петербурга в курсе, что изначально территорию между Садовой улицей и рекой Фонтанкой делили два владельца. Часть торговых рядов называлась Щукин двор, по имени купца Ивана Щукина. А рядом располагался Апраксин двор, внутреннюю часть которого занимал толкучий рынок. Позже по указу Николая I рынки объединили.
В Ягодном, Курятном, Птичьем, Лоскутном и Холщовом рядах горожане могли купить все необходимое. Помимо каменных корпусов были также деревянные лавки, торговавшие галантереей, тканями, обувью, посудой и прочим. По некоторым сведениям, именно на Апраксином дворе в сезон покупал морошку русский классик Александр Пушкин. А к Рождеству здесь горожане могли разжиться рябчиками.
Расцветом рынка можно назвать период до Первой мировой войны. К этому моменту Апраксин двор насчитывал свыше 50 корпусов и больше 6 сотен лавок. Торговый квартал считался крупнейшим в Европе по оптовому обороту товаров. Отсюда свой путь начинали известнейшие петербургские предприниматели. Чего только стоит история Ефрема Никифоровича Сивохина – купца и филантропа, удостоенного звания почетного гражданина Санкт-Петербурга. Ефрем Сивохин начал со службы приказчиком, позже пошел в купцы. Более 20 лет он торговал на Апраксином рынке. За это время стал купцом 1 гильдии, владел двумя каменными корпусами на 29 лавок. При этом купец был широко известен как жертвователь, часть своего дохода он направлял на благотворительность.
В советское время в центре Петербурга можно было купить подержанное авто, а по некоторым рассказам – даже яхту. Особое место в истории «Апрашки» занимают 90-е. В эти годы рынок все еще оправдывал свою репутацию «школы бизнеса». Многие дельцы, открывшие здесь лавку, впоследствии становились успешными предпринимателями. Но в этот же период торговля на нем приобретает криминальный налет. В рядах Апраксина двора продавали краденное, а торговое место могло стать предметом кровавых разборок. Судя по сохранившимся фото, тут можно было купить даже пистолет, что в условиях таких рисков было не лишним.
По сей день знаменитая «Апрашка» так и не избавилась от репутации рассадника нелегальщины. Быть может с виду рынок выглядит спокойным, однако именно здесь правоохранители выявляют самые крупные в стране партии контрафакта. Торгуют сомнительными сигаретами, просроченным товаром и нелицензированными гаджетами. Бывают нарушения посерьезнее: наркотики, поножовщины, драки.
Такое положение дел эксперты объясняют текущим состоянием рынка. Большая часть корпусов выглядят скверно, часть закрыта и затянута сеткой – находиться в них небезопасно. Перемещаться между ними тоже дискомфортно: дороги разбиты, повсюду мусор. Однако город, владеющий примерно половиной недвижимости Апраксина двора, не торопится менять ситуацию.
Программе развития рынка уже более десятка лет. Существуют также проекты обновления квартала, согласованные с чиновниками и одобренные градозащитой. Не менее трех крупных компаний намеревались вложить в торговый квартал солидные инвестиции, чему свидетельствуют заключенные с городом соглашения. Однако ни один инвестор не добился того, чтобы вид «Апрашки» приблизился к красивым картинкам из проектов.
За все время, пока рынок пытались реконструировать, так и не решились юридические нюансы, касающиеся разных форм собственности площадей. Чтобы приступить к работам, владельцам корпусов, включая чиновников, придется договориться. Но пока консенсус не достигнут. Между тем вопрос реконструкции Апраксина двора – не только репутационный или экономический, объект также имеет культурную и историческую ценность.