Забота в деталях: как водители трамваев помогают петербургским инвалидам
Может казаться, что для комфортной поездки инвалидов-колясочников и людей с нарушениями речи в трамваях достаточно оснастить подвижный состав специальными аппарелями и площадками для колясок. Но так ли это на деле? Ответ нашелся у Горэлектротранса (ГЭТ) Санкт-Петербурга.
В пятницу, 6 декабря, на площадке экспозиционно-выставочного комплекса ГЭТ состоялся показ образцового стандарта обслуживания инвалидов-колясочников. Роль водителя на себя взял мастер производственного обучения вождению трамвая учебно-курсового комбината Горэлектротранса Айрат Бикчантаев, а его пассажиром стал Иван Бакаидов, номинант чемпионата «Абилимпикс-2024» и эксперт по вопросам создания доступной среды для маломобильных групп населения Управления информационных технологий и интеллектуальных систем ГЭТ.
Бикчантаев рассказал, что перед выходом на линию водители обязательно проверяют техническую готовность транспортного средства: работоспособность системы «Говорящий город» и дверных механизмов, исправность аппарелей (откидной платформы для подъема и спуска – прим. редакции), ее датчиков, накопительной площадки для размещения инвалида-колясочника, а также ремней безопасности.
«При подъезде к остановочной платформе водитель заранее оценивает остановочный пункт на наличие маломобильного пассажира и готовится к тому, что нужно будет выйти из состава. То есть производятся необходимые манипуляции в кабине водителя, надевается сигнальный жилет, после чего водитель взаимодействует с инвалидом: представляется, обозначает номер маршрута и путь следования, а пассажир после этого отвечает – поедет туда или нет», – пояснил мастер производственного обучения.
Во время показа Бикчантаев обратил внимание на важность профессионального и заботливого подхода к маломобильным пассажирам. При встрече водитель должен поприветствовать их улыбкой, так как это помогает снизить стресс и создать комфортную обстановку.
«Водитель трамвая – это лицо Санкт-Петербурга, поэтому очень важно быть приветливым и отзывчивым», – подчеркнул он.
Также необходимо использовать простые формы общения, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет» кивком головы. Если инвалид или маломобильный гражданин готов к поездке, то водитель откидывает аппарель, производит посадку, а затем фиксирует пассажира в специальном месте и уточняет до какой остановки тот поедет.
«Если во время движения возникают какие-то вопросы, либо пассажир передумал и хочет выйти пораньше, он просто нажимает на кнопку вызова водителя. Далее происходит двусторонняя связь и при необходимости водитель производит высадку, то есть отстегивает ремень безопасности, опрокидывает аппарель и вывозит гражданина. Отмечу, что водитель обязательно провожает инвалида до остановочного павильона, переводя через дорогу», – уточнил специалист ГЭТ.
Он также добавил, что пассажиры с ограниченными возможностями здоровья часто пользуются трамваем, так как в Петербурге обновился подвижной состав. Теперь основное его количество – низкопольное, что упрощает поездки маломобильных петербуржцев.
Мероприятие стало частью подписания соглашения президентом Региональной общественной организацией инвалидов «Свет Феникса» Александром Чеботару и президентом Международной ассоциацией предприятий городского электрического транспорта, директором СПб ГУП «Горэлектротранс» Денисом Минкиным.
Минкин отметил, что подписанное соглашение затронет и производителей транспорта, так как стороны должны формировать технические задания в интересах инвалидов, и делать это на этапе производства техники.